Как распознать аутизм у ребенка: полезные советы от медицинских специалистов
Врачи делятся важными признаками, на которые стоит обратить внимание. Может ли прививка стать причиной аутизма? Почему активные дети это скорее норма, чем проблема? Как родителям лучше всего поддерживать своего ребенка с аутизмом? Ответы на эти и другие вопросы предоставляют специалисты из Детской городской больницы 8 Казани.
Термин аутизм был введен швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году, когда он описывал некоторые симптомы шизофрении. Однако уже в 1943 году психиатр Лео Каннер представил аутизм как самостоятельное заболевание, которое проявляется у детей.
Симптомы аутизма делятся на три основные категории: восприятие, общение и социализация. Как же эти нарушения могут проявляться?
Резеда Шигабутдинова, врач-невролог и заведующая отделением для детей старшего возраста в больнице, объясняет: "Дети с аутизмом воспринимают окружающий мир совершенно иначе. Они могут увлекаться чем-то одним, а вдруг переключиться на что-то совершенно другое. При обращении к ним вы не получите ответа или взгляда. Дети с подобными расстройствами также зачастую плохо адаптируются к социуму".
Среди факторов риска выделяется генетическая предрасположенность. Кроме того, стресс, болезни, а также употребление вредных веществ родителями во время беременности могут отрицательно сказаться на развитии ребенка. Долгое время обсуждалась возможность связи между аутизмом и вакцинацией. Эта теория возникла из-за совпадения времени проявления симптомов с возрастом вакцинации около одного года. Однако специалисты утверждают, что эта гипотеза не имеет научного обоснования.
"Прививки не являются причиной аутизма. Скорее, они могут стать триггером для проявления уже имеющихся особенностей развития", поясняет врач.
Аутизм обычно выявляется в возрасте 12-18 месяцев. К сожалению, многие родители обращаются к специалистам, когда ребенку уже три года и он не говорит. Врач начинает восстанавливать полную картину развития и выявляет, что признаки могли проявляться гораздо раньше.
Р доктор Шигабутдинова выделяет ключевые навыки, которые дети должны осваивать на различных этапах своего развития:
- Возраст один месяц: улыбка при встрече с родителем первый и важный индикатор нормального развития.
- Два месяца: ребенок способен поднимать голову.
- Два-три месяца: переворот на бок и далее на живот; к пяти-шести месяцам обратно на спину.
- Четыре месяца: сведение рук перед собой и подражание звукам, издаваемым матерью.
- Шесть-восемь месяцев: умение сидеть и складывать звуки в слоги, произнося их в виде мелодии.
- Девять-десять месяцев: первая попытка вставания с опорой.
- Год-год и два месяца: первые шаги и простые слова, соединяющие два одинаковых слога: ма-ма, па-па, ба-ба, да-да, ням-ням.
Задержка хотя бы по одному из этих показателей должна насторожить родителей. Не стоит ждать, пока ребенок подрастет. Лучше обратиться к врачу, чем потом столкнуться с серьезными последствиями, подчеркивает специалист.
Отсутствие речи может запустить проблемы с интеллектуальными способностями. В возрасте пяти лет, когда большинство детей обучается чтению, дети с аутизмом могут даже не понимать, как правильно одеться или когда нужно снимать мокрую одежду.
Алсу Рафикова, медицинский психолог из первого отделения больницы, рассказывает о важности активных проявлений у детей и об их восприятии мира: "Радуйтесь, если ваш ребенок активен это нормально. Если же он не проявляет интереса к окружающему, это повод для беспокойства". Она отмечает, что нормальные полугодовалые дети смеются и реагируют на эмоции взрослых, в то время как ребенок с аутизмом может вообще не проявлять эмоций или не отозваться даже на свое имя.
В возрасте одного-двух лет у таких детей нет интереса к общению с другими детьми, проявляется стереотипное поведение повторы движений и фиксация на одной игрушке, вызывающая бурную реакцию при попытке ее отобрать. "Если вы приходите в дом, где дети тихо сидят, это настораживает. Даже в компании одного ребенка должен быть шум и игра. Если ваш малыш занимается своим делом в углу, это может быть тревожным знаком", добавляет Резеда Шигабутдинова.
Симптомы расстройств аутистического спектра чаще всего проявляются у мальчиков, чем у девочек, и специалисты до сих пор не могут объяснить, почему так происходит. Известно лишь, что девочки лучше умеют общаться, поэтому выявить у них аутизм бывает сложнее.
Важно отметить, что расстройства аутистического спектра могут вызывать тревожные и депрессивные состояния в подростковом возрасте. Коррекция не охватывает эти аспекты, больше сосредоточена на развитии различных навыков. Многие дети с аутизмом также страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности, что еще больше затрудняет общение и усидчивость.
Семья играет важную роль в процессе коррекции аутизма. Если родители отказываются принимать диагноз, прогресс будет невозможен. "Родителям важно быть информированными, чтобы минимизировать стресс для ребенка. Дети с аутизмом остро реагируют на изменения. Например, если путь в детский сад перекрыли, родитель должен заранее объяснить ситуацию, иначе у малыша может случиться истерика", подчеркивает психолог.
Специалисты советуют ограждать детей с особыми потребностями от громких звуков, таких как фейерверки, поскольку неожиданные звуки могут вернуть их назад в процессе коррекции. Если вы хотите показать ребенку фейерверк, используйте наушники и старайтесь держать его на безопасном расстоянии.
Также важно, чтобы окружающая среда была комфортной: "Старайтесь поддерживать положительные отношения, избегайте конфликтов в присутствии ребенка. Они чутко реагируют на негатив и могут воспринимать это как свою вину", говорит медик.
Если ребенок не откликается на свое имя, пробуйте аккуратно стимулировать его тактильным контактом, чтобы создать ассоциацию имя контакт. Однако помните: некоторые дети могут быть чувствительны даже к обычной одежде. Для них текстура может быть крайне важна.
Образование также играет значимую роль. Для детей с аутизмом лучше выбирать коррекционные классы. В таких условиях учителя могут уделить больше внимания и научить их основам, избегая чрезмерной социализации.
Сложившиеся стереотипы и непонимание окружающих идут в разрез с реальностью: аутистов не следует изолировать от общества, но и не всегда общество готово принять их. "Если ваш ребенок сталкивается с травлей, не бойтесь сменить школу. Ответственное родительство подразумевает заботу о психическом здоровье вашего малыша", подчеркивает Алсу Рафикова.
К сожалению, вылечить аутизм невозможно, и проблемы с общением останутся с человеком на всю жизнь. Однако многие среди аутистов достигают успехов в специфических областях: науке, IT или искусстве, проявляя свою уникальную способность сосредоточиваться.
В последние годы наблюдается рост числа детей с диагнозом "аутизм", и это связано с повышением осведомленности общества и улучшением диагностики. Интернет-сообщества помогают родителям находить информацию и поддержку, что в свою очередь способствует более быстрому обращению к специалистам.