Врачи делятся важными признаками, на которые стоит обратить внимание. Может ли прививка стать причиной аутизма? Почему активные дети – это скорее норма, чем проблема? Как родителям лучше всего поддерживать своего ребенка с аутизмом? Ответы на эти и другие вопросы предоставляют специалисты из Детской городской больницы №8 Казани.
Термин «аутизм» был введен швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году, когда он описывал некоторые симптомы шизофрении. Однако уже в 1943 году психиатр Лео Каннер представил аутизм как самостоятельное заболевание, которое проявляется у детей.
Симптомы аутизма делятся на три основные категории: восприятие, общение и социализация. Как же эти нарушения могут проявляться?
Резеда Шигабутдинова, врач-невролог и заведующая отделением для детей старшего возраста в больнице, объясняет: "Дети с аутизмом воспринимают окружающий мир совершенно иначе. Они могут увлекаться чем-то одним, а вдруг переключиться на что-то совершенно другое. При обращении к ним вы не получите ответа или взгляда. Дети с подобными расстройствами также зачастую плохо адаптируются к социуму".
Среди факторов риска выделяется генетическая предрасположенность. Кроме того, стресс, болезни, а также употребление вредных веществ родителями во время беременности могут отрицательно сказаться на развитии ребенка. Долгое время обсуждалась возможность связи между аутизмом и вакцинацией. Эта теория возникла из-за совпадения времени проявления симптомов с возрастом вакцинации — около одного года. Однако специалисты утверждают, что эта гипотеза не имеет научного обоснования.
"Прививки не являются причиной аутизма. Скорее, они могут стать триггером для проявления уже имеющихся особенностей развития", – поясняет врач.
Аутизм обычно выявляется в возрасте 12-18 месяцев. К сожалению, многие родители обращаются к специалистам, когда ребенку уже три года и он не говорит. Врач начинает восстанавливать полную картину развития и выявляет, что признаки могли проявляться гораздо раньше.
Р доктор Шигабутдинова выделяет ключевые навыки, которые дети должны осваивать на различных этапах своего развития:
- Возраст один месяц: улыбка при встрече с родителем — первый и важный индикатор нормального развития.
- Два месяца: ребенок способен поднимать голову.
- Два-три месяца: переворот на бок и далее на живот; к пяти-шести месяцам — обратно на спину.
- Четыре месяца: сведение рук перед собой и подражание звукам, издаваемым матерью.
- Шесть-восемь месяцев: умение сидеть и складывать звуки в слоги, произнося их в виде мелодии.
- Девять-десять месяцев: первая попытка вставания с опорой.
- Год-год и два месяца: первые шаги и простые слова, соединяющие два одинаковых слога: «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «да-да», «ням-ням».
«Задержка хотя бы по одному из этих показателей должна насторожить родителей. Не стоит ждать, пока ребенок подрастет. Лучше обратиться к врачу, чем потом столкнуться с серьезными последствиями», – подчеркивает специалист.
Отсутствие речи может запустить проблемы с интеллектуальными способностями. В возрасте пяти лет, когда большинство детей обучается чтению, дети с аутизмом могут даже не понимать, как правильно одеться или когда нужно снимать мокрую одежду.
Алсу Рафикова, медицинский психолог из первого отделения больницы, рассказывает о важности активных проявлений у детей и об их восприятии мира: "Радуйтесь, если ваш ребенок активен — это нормально. Если же он не проявляет интереса к окружающему, это повод для беспокойства". Она отмечает, что нормальные полугодовалые дети смеются и реагируют на эмоции взрослых, в то время как ребенок с аутизмом может вообще не проявлять эмоций или не отозваться даже на свое имя.
В возрасте одного-двух лет у таких детей нет интереса к общению с другими детьми, проявляется стереотипное поведение – повторы движений и фиксация на одной игрушке, вызывающая бурную реакцию при попытке ее отобрать. "Если вы приходите в дом, где дети тихо сидят, это настораживает. Даже в компании одного ребенка должен быть шум и игра. Если ваш малыш занимается своим делом в углу, это может быть тревожным знаком", – добавляет Резеда Шигабутдинова.
Симптомы расстройств аутистического спектра чаще всего проявляются у мальчиков, чем у девочек, и специалисты до сих пор не могут объяснить, почему так происходит. Известно лишь, что девочки лучше умеют общаться, поэтому выявить у них аутизм бывает сложнее.
Важно отметить, что расстройства аутистического спектра могут вызывать тревожные и депрессивные состояния в подростковом возрасте. Коррекция не охватывает эти аспекты, больше сосредоточена на развитии различных навыков. Многие дети с аутизмом также страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности, что еще больше затрудняет общение и усидчивость.
Семья играет важную роль в процессе коррекции аутизма. Если родители отказываются принимать диагноз, прогресс будет невозможен. "Родителям важно быть информированными, чтобы минимизировать стресс для ребенка. Дети с аутизмом остро реагируют на изменения. Например, если путь в детский сад перекрыли, родитель должен заранее объяснить ситуацию, иначе у малыша может случиться истерика", – подчеркивает психолог.
Специалисты советуют ограждать детей с особыми потребностями от громких звуков, таких как фейерверки, поскольку неожиданные звуки могут вернуть их назад в процессе коррекции. Если вы хотите показать ребенку фейерверк, используйте наушники и старайтесь держать его на безопасном расстоянии.
Также важно, чтобы окружающая среда была комфортной: "Старайтесь поддерживать положительные отношения, избегайте конфликтов в присутствии ребенка. Они чутко реагируют на негатив и могут воспринимать это как свою вину", – говорит медик.
Если ребенок не откликается на свое имя, пробуйте аккуратно стимулировать его тактильным контактом, чтобы создать ассоциацию «имя – контакт». Однако помните: некоторые дети могут быть чувствительны даже к обычной одежде. Для них текстура может быть крайне важна.
Образование также играет значимую роль. Для детей с аутизмом лучше выбирать коррекционные классы. В таких условиях учителя могут уделить больше внимания и научить их основам, избегая чрезмерной социализации.
Сложившиеся стереотипы и непонимание окружающих идут в разрез с реальностью: аутистов не следует изолировать от общества, но и не всегда общество готово принять их. "Если ваш ребенок сталкивается с травлей, не бойтесь сменить школу. Ответственное родительство подразумевает заботу о психическом здоровье вашего малыша", – подчеркивает Алсу Рафикова.
К сожалению, вылечить аутизм невозможно, и проблемы с общением останутся с человеком на всю жизнь. Однако многие среди аутистов достигают успехов в специфических областях: науке, IT или искусстве, проявляя свою уникальную способность сосредоточиваться.
В последние годы наблюдается рост числа детей с диагнозом "аутизм", и это связано с повышением осведомленности общества и улучшением диагностики. Интернет-сообщества помогают родителям находить информацию и поддержку, что в свою очередь способствует более быстрому обращению к специалистам.