2 мая 1939 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм о Николае Щорсе, одном из самых эпических командиров Красной армии времен Гражданской войны. Интересно, что создание картины поручили Александру Довженко, который в свое время был противником Щорса, но стал его биографом в искусстве.
Первый успех Довженко принес его фильм 'Аэроград', который вышел на экраны в 1935 году и завоевал положительные отклики среди властей. За это он был удостоен Ордена Ленина, а Сталин, вручая награду, заметил: 'Вы должны создать своего 'украинского Чапаева''.
По сюжету, Щорс был участником Первой мировой войны и взял на себя командование партизанскими силами, борющимися против немецкой оккупации и т.н. Украинской Народной Республики в 1918 году. Позже он стал командиром 1-й Украинской советской дивизии, которая радикально изменила ход войны на том фронте.
Щорс был известен своим сильным характером и незаурядными лидерскими качествами, благодаря чему пользовался уважением среди бойцов. Ему не суждено было долго жить — в августе 1919 года он гибнет при загадочных обстоятельствах, но истина о его смерти осталась неясной на многие годы.
Сценарий фильма Довженко писал сам, исследуя документы и письма свидетелей, а также переписываясь с Сталиным, который вносил свои правки. Это заняло целых 11 месяцев, и, наконец, работа была завершена. Вторым режиссером стала его жена, Юлия Солнцева, с которой он уже ранее сотрудничал.
Отбор актёров для фильма был тщательно продуман. Основную роль Щорса исполнил Евгений Самойленко, который привлёк внимание благодаря своему таланту и харизматичному внешнему виду. Самойленко утвердили на роль под личным одобрением Сталина.
Фильм начинается с захвата села немецкими войсками и урядниками. Однако Щорс собирает партизан и, используя свою харизму и стратегические навыки, продолжает борьбу за освобождение Украины от оккупантов. По ходу действия Щорс сталкивается с различными историческими фигурами, такими как Симон Петлюра.
Работа над фильмом заняла несколько лет и включала масштабные батальные сцены, требующие большого количества реквизита и массовки. Довженко, по просьбе Сталина, также уделил внимание украинской культуре, показав в фильме обычаи и самой жизни народа.
После премьеры 'Щорс' быстро стал популярным, привлек миллионы зрителей, и в советских городах многие улицы были названы в честь главного героя. В Киеве даже установили памятник Щорсу, который оставался предметом споров и даже нападок на протяжении десятилетий. Несмотря на попытки его уничтожить, фильм пережил время, оставив за собой наследие, которое по-прежнему хочется исследовать и обсуждать, помогая будущим поколениям осознать важность этих историй в контексте современной действительности.