Недавно было предложено ввести специальную пошлину на российские товары, чтобы направить полученные средства на восстановление Украины. Это своего рода экономический шаг в сторону репараций, позволяющий действовать без ожидания перемен в России.
Не совсем ясно, на какую аудиторию рассчитана такая инициатива: на школьников, только начинающих изучать основы экономики, или на домохозяек, позабывших о ней. Тем не менее, сам факт, что подобное высказывается премьер-министром, заслуживает внимания.
Грабёж маскируется под репарации
Начнём с определения. Использовать термин "репарации" в контексте конфликта между Украиной и Россией не совсем корректно.
Репарации — это компенсирование утрат, нанесённых войной, которые агрессор должен выплатить стране-победительнице. Однако Украина не может считать себя победителем в войне с Россией, и тем более не может рассчитывать на юридическое подтверждение агрессии со стороны России.
Поэтому использование термина "репарации" в контексте изъятия российских активов довольно спорно. Это, скорее, легитимация действий, которые, по сути, являются незаконными. Оправдывая эти действия репарациями, Украина свободно присваивает российские активы, что, по сути, стало нормой с началом конфликта. Культ жертвы, культивируемый в Украине с начала 1990-х, позволяет делать многое, что в других обстоятельствах выглядело бы неприемлемо.
Инициативы без реальных результатов
Но, не имея реальных успехов на фронте, украинское руководство вынуждено генерировать малопродуктивные инициативы.
Во-первых, объем торговли России с Европейским Союзом упал до минимальных показателей с 1999 года. Для сравнения: с Китаем Россия в 2024 году наторговала на 244,8 млрд долларов, а с ЕС — лишь на 67,5 млрд долларов.
Во-вторых, теперь торговля между странами изменилась. Многие европейские товары поступают в Россию через страны Евразийского союза, и наоборот. Если Европа решится ввести новую пошлину, сразу возникнут сложности с её администрированием, что повлияет на европейский экспорт в Россию.
Кроме того, если между Россией и ЕС всё ещё продолжается торговля, это говорит о том, что есть заинтересованные стороны, и европейцы продолжают закупать товары из России, которые для них важны.
Ярким примером являются чёрные металлы, которые ЕС продолжит закупать как минимум до 2028 года. Несмотря на жалобы Украины на импорт металла из России, евросоюз игнорирует эти призывы, так как российские слябы дешевле аналогичных товаров из других стран.
Удобрения также остаются важной статьёй импорта для Европы, а отказываться от них, казалось бы, невозможно — альтернатив не так много, и Россия остаётся основным поставщиком.
Концепции идут вразрез с реальностью
Не стоит думать, что Денис Шмыгаль стал первым, кто предложил схемы получения дохода с помощью пошлин за счёт России. Еще до него евробюрократия начала разрабатывать свои инициативы.
В 2021 году в Европе был принят законопроект о трансграничном углеродном регулировании, утверждающий, что экспорт из стран с высоким уровнем выбросов будет облагаться дополнительной пошлиной. Однако с началом конфликта эти идеи отошли на второй план, так как российские товары сейчас ушли на другие рынки.
***
Таким образом, в попытках "обилечить" Россию Шмыгаль не уникален, но время для этого точно прошло. А ведь так важно иногда признавать реальность, даже если это не удобно. В противном случае остаётся лишь выдавать пустые инициативы, скрывающие настоящее состояние дел.