Недавно на Петербургском международном экономическом форуме прошла панельная дискуссия, посвященная будущему высшего образования. Участники, среди которых был заместитель Премьер-министра Татарстана Роман Шайхутдинов, обсудили, как подготовить новое поколение квалифицированных специалистов, соответствующих современным требованиям.
С учетом стремления промышленности к научно-технологическому прогрессу, образовательная система испытывает нехватку талантливых кадров. Важнейшая задача вузов состоит в подготовке выпускников, сочетающих не только глубокие знания, но и развитое критическое мышление, гибкость и личностную зрелость. В условиях перехода к инновационной экономике необходимо переосмыслить подходы к обучению, наладить системное взаимодействие между университетами и работодателями, а также внедрить новые инструменты и методики.
Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования России, открыл дискуссию, указав на работу Минобрнауки над обновлением Федерального закона «Об образовании». Он выразил надежду, что обсуждение поможет найти идеальные решения для создания системы, поддерживающей качественное образование.
Алексей Комиссаров, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы, обратил внимание на то, что студенты должны научиться брать на себя ответственность за свои решения. Для этого нужно больше практических занятий и проектов, где учащиеся могут научиться работать в команде и принимать решения.
Илья Обабков, и.о. ректора Уральского федерального университета, добавил, что система образования должна быть более гибкой и легко адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда и нуждам студентов. Инна Шевченко, ректор Южного федерального университета, сообщила, что стране нужны специалисты, способные интегрировать свои знания из разных областей для решения сложных задач.
Представители бизнеса также внесли свой вклад в обсуждение. Станислав Близнюк, президент группы «Т-Технологии», отметил, что образование должно воспитывать у молодежи стремление к постоянному обучению. Дмитрий Зауэрс, зампред правления Газпромбанка, подчеркнул важность эффективного взаимодействия между университетами и бизнесом для подготовки специалистов, соответствующих потребностям рынка. А Дарья Борисова, управляющий директор «СИБУР», предложила закрепить на законодательном уровне стандарты практической подготовки студентов.
Роман Шайхутдинов, отвечая на вопрос о подготовке кадров для региона, акцентировал внимание на важности комплексного подхода, включающего инновации в образовании, эффективное управление и стратегическое партнерство с работодателями. Он выделил три ключевых направления: активное взаимодействие с индустрией для анализа потребностей рынка, внедрение практико-ориентированного обучения и создание современной образовательной инфраструктуры, такие как Научно-образовательный кампус в Нижнекамске и учебный центр на базе СИБУР.
Особое внимание участники дискуссии уделили модели Университета Иннополис, где созданы технологические центры, объединяющие студентов и преподавателей в совместных проектах.
В итоге все согласились, что подготовка кадров для новой экономики — это многогранная задача, которую можно решить только совместными усилиями вузов, бизнеса и государства. Инновации в образовании, направленные на развитие критического мышления и творческих способностей, — вот ключ к успеху в обеспечении научно-технологического превосходства России.
Фото: Росконгресс