Теодорос Терзопулос: «Спецэффекты подменяют подлинный сценический пафос»
На Наурузе завершилась яркая конференция для национальных театров, собравшая самых выдающихся представителей театрального мира.
Двухдневные обсуждения в рамках фестиваля Науруз прошли с участием известных российских театров и режиссеров из Греции и Венгрии. Репортаж Татар-информа озвучивает самые важные темы, поднятые на встрече.
Конференция, посвященная копродукции национальных театров, стартовала с выступления заместителя министра культуры РТ, Дамира Натфуллина. Он уверен, что такие мероприятия крайне важны в нынешних реалиях, подчеркивая ценность межнационального согласия и поддержку молодого поколения. Мы понимаем, насколько важно развивать национальные театры и придавать им особое значение в нашей культуре, - отметил он.
Председатель совета Ассоциации национальных театров, президент Александринского театра Валерий Фокин, поздравил участников конференции с тем, что такая важная встреча проходит в новом здании театра Камала, и выразил надежду на активное использование площадки для различных культурных мероприятий.
Участники конференции смогли ознакомиться с совместной постановкой башкирского и марийского театров по Дяде Ване, режиссера Степана Пектеева, выполненной на двух языках. Фокин подчеркнул, что копродукция становится особенно актуальной, так как театры находят новые способы общения и обмена культурным опытом.
Он также отметил важность международного сотрудничества. Андраш Козьма, координатор международных проектов Венгерского национального театра, рассказал о том, как венгерское государство поддерживает театры национальных меньшинств, и о планах создать Международную театральную ассоциацию национальных меньшинств в декабре в Венгрии. Это откроет новые горизонты для сотрудничества с театрами по всему миру.
Отдельную сессию конференции посвятили выступлению арт-директора Псковского академического театра, театрального критика Андрея Пронина. Он рассказал о проекте, в рамках которого в Псков приезжают режиссеры из национальных регионов России. Пронин акцентировал внимание на том, как важно обогащать театральное пространство новыми культурами, и предоставил слушателям примеры успешных постановок.
Кульминацией конференции стал блестящий доклад Теодороса Терзополуса, председателя Международного комитета театральной олимпиады. Его призыв к экологии и природе резонировал со слушателями, ставя на повестку дня насущные вопросы о том, как театр может стать активным участником восстановления экосистемы. Он напомнил, что театр всегда был зеркалом человеческой судьбы и судьбы Земли.
Терзополус задал провокационные вопросы: как современный театр может отразить трагедийное наследие в условиях экологического кризиса? Как актеры могут заново определить это значение? Он подчеркнул, что необходимо возвращение к истокам, чтобы на сцене не оставалось только мелочных специальных эффектов, а артисты вновь занимали центральное место.
По его мнению, в мире все меньше актеров, способных правильно интерпретировать большие тексты, и уже скоро технологии могут забрать у нас живое искусство. Делая упор на важность голосового общения и физического присутствия актеров на сцене, он выдвинул идею о том, что необходимо вернуть театру его величие.
Лично он убедился в этом на примере его работы с Национальным театром Греции. Его постановка Аристея проходила без использования микрофонов, и 30 актеров смогли прекрасно донести свою речь до 10 тысяч зрителей. Это здоровая тенденция, позволяющая актерам восстановить связь со своим телом и голосом.