На фестивале «Науруз» зрители стали свидетелями уникальной постановки – кукольного «Гамлета» из ЮАР. Создательница театра Janni Younge Productions, Джанни Янг, впервые приехала в Татарстан и произвела на публику сильное впечатление, подарив зрителям глубокую психологическую интерпретацию. Как южноафриканский театр оказался в Казани, и какие связи могут существовать между Шекспиром, куклами из мешковины и фестивалем тюркских театров? В этом интервью Джанни Янг открывает интересные аспекты своего искусства.
Зрители фестиваля смогли увидеть визуально насыщенную интерпретацию шекспировского «Гамлета», в которой живой актер и куклы переплетаются в уникальном дуальном образе. Полуторачасовой спектакль, созданный Янг в сотрудничестве с Рошиной Ратнам, исследует психологию героя через противопоставление куклы (телесного) и актера (эмоционального). После успешного дебюта на Национальном фестивале искусств в ЮАР в 2022 году, постановка была приветствована и в Чикаго, получив высокие оценки критиков за свою «магическую атмосферу».
«Искусство как мост между культурами»
– Джанни, что привело вас на фестиваль тюркских театров «Науруз» в России?
– Приглашение поступило от театра Камала, и я не могла отказаться. В этом году мы уже представили «Гамлета» на Международной театральной олимпиаде в Будапеште. Я верю, что наша встреча – это важный шаг к объединению культур через искусство. В мире множество конфликтов, и единственное, что может нас сблизить – это наше общее человечество, которое можно выразить через искусство и поэзию.
«Куклы как средство для глубоких вопросов»
– В вашей интерпретации «Гамлета» тело героя – это кукла, а душа – живой актер. Как вы видите этот дуализм?
– Мы ставим вопрос: «Быть или не быть?» Он актуален, как никогда. Кукольный спектакль позволяет задать эти вопросы по-новому, размышляя о сущности жизни. Тело Гамлета, представленное куклой, прямо на сцене оживает благодаря актерскому мастерству, что позволяет зрителям великолепно ощущать весь спектр чувств персонажа.
«Мешковина как символ нестабильности»
– Почему вы выбрали мешковину для создания кукол в «Гамлете»?
– Мешковина символизирует хрупкость и нестабильность мира, в котором находятся шекспировские персонажи. Эта ткань напоминает, что все может рассыпаться в любой момент, что отражает внутренние конфликты и разрушения. Мы стремились, чтобы зрители сами дополняли образ, оставляя место для воображения.
«Слушание как путь к соединению культур»
– Как вы оцениваете многонациональную культуру Татарстана в сравнении с ЮАР?
– Обе культуры богаты разнообразием. Мы должны находить способы встречаться и общаться, чтобы построить мосты между нашими мирами. В начале работы над спектаклем мы провели семинар с участниками из разных культур, чтобы понять более глубокие аспекты «Гамлета» и интегрировать разные взгляды.
История о «Гамлете» может стать местом, где мы находим общий язык, не размышляя о статусе или образовании. Во время её создания мы хотели, чтобы каждый внес свой вклад, создавая новый совместный театральный опыт.