На Кремлевской набережной, у парка «Елмай», состоялось яркое событие: музейная версия художественной инсталляции «413» («Большое эго») была передана Министерству культуры Татарстана. В числе почетных гостей на церемонии присутствовал Василий Клюкин, талантливый российский художник и один из создателей «Совкомбанка», а также министр культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова.
Этот абстрактный шедевр высотой 4,5 метра, выполненный из латуни, стал настоящим мировым путешественником, побывав в разных странах. В 2020 году его можно было увидеть в Вене, затем в испанской Малаге, а последующие два года он радовал глаз жителей и туристов на площади перед музеем Карла Эрнста Остхауса в немецком Хагене. Теперь это уникальное произведение, название которого отсылает к числу ? (3,14) и ошибке «413» (слишком большой запрос), обосновалось в Казани.
Клюкин поделился своими впечатлениями о городе: «Я влюбился в Казань с первого взгляда! Этот город восхитителен: он современен, чист, но при этом сохраняет исторические корни. Уверен, моя работа найдет здесь свой дом. Я жажду видеть, как люди взаимодействуют с моим искусством. Их эмоции — это мой самый большой источник вдохновения».
Художник отметил, что специально для Казани его скульптура underwent months of restoration in Germany, чтобы вернуть ей прежний блеск.
«Эгоизм часто ассоциируется с самолюбованием, но в этом произведении есть другой смысл. Оно отражает солнечный свет, усиливая его. Пусть наше «эго» не замыкается в себе, а становится частью чего-то большего», – объяснил основную идею своего арт-объекта Клюкин.
Ирада Аюпова подчеркнула, что современное искусство должно выводить людей из виртуального мира в реальную жизнь. «Мы часто проходим мимо архитектурных и художественных шедевров, упрятавшись в телефоны. Но такие проекты, как «413», заставляют нас остановиться, задуматься и ощутить городскую атмосферу», – заметила она.
Министр добавила, что Татарстан активно развивает современное искусство, соединяя традиции с новаторством. «Мы находимся на стыке Европы и Азии, что формирует уникальный культурный код. Наша задача — раскрыть творческий потенциал Татарстана, как это делали такие гении, как Баки Урманче и Александр Родченко».
Клюкин также напомнил, что искусство — это не только картины в музеях, но и архитектура, и городская среда, что Казань прекрасно понимает. Разноцветная музейная версия скульптуры «413» теперь находится в Госмузее ИЗО РТ, обеспечивая её защиту под эгидой Минкульта РТ.
Этот арт-объект займёт особое место среди обновленной экспозиции русского авангарда, соседствуя с работами Кандинского, Ларионова и Гончаровой.
«Русский авангард 1920-30-х не завершился, он продолжается в творчестве современных художников. Мы с намерением располагаем эту работу в контексте великих предшественников», – заключила Аюпова.